![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Ценности этического характера проявляются в культурном ландшафте как результаты реализации различных социальных концепций и учений, например, гуманистической или коммунистической доктрины. Расположенные в Дубне сооружения Волжского гидроузла канала Москва-Волга, несомненно, в определенной мере представляют собой результат отражения в ландшафте социальных ценностей коммунистического учения. Конечно, эти объекты играют и весьма серьезную практическую роль в повседневной жизни культуры.
О непрагматических составляющих сооружений ВРГС и канала имени Москвы свидетельствует, прежде история их создания – в предельно краткий период времени, за счет рабочей силы заключенных Дмитлага – «каналоармейцев», проходивших на этом строительстве так называемую «перековку» – значительное число их получило свободу после завершения работ, еще большее количество – навсегда осталось в земле по берегам канала, и, говорят, даже в насыпи построенной ими дамбы… Первая ГЭС на плотине, перегородившей саму Волгу, первый в Советском Союзе канал такой длинны и такой технической сложности, первая – и, пожалуй, последняя грандиозная попытка превратить систему ГУЛАГа в мощное средство перевоспитания заключенных – а, может быть, только пропагандистская имитация такой попытки…
Канал решил проблему обеспечения столицы водой, стал важнейшей транспортной артерией – но, всё-таки, не только ради этого создавались его грандиозные сооружения. Он был важен как зримый результат усилий, но сами усилия того времени, – яркого, страшного, необыкновенного, – были нацелены не только и не столько на решение повседневных задач. В это время в стране еще на самом деле пытались строить коммунизм – или, во всяком случае, что-то такое, что многие люди того времени называли коммунизмом. В 1937 году была запущена Иваньковская ГЭС, открылось судоходство по каналу. Практически всё руководство строительства канала по линии НКВД практически сразу после этого было арестовано и расстреляно по т.н. «делу Фирина». В том же году были посажены и расстреляны многие партийные и советские функционеры, офицеры и военачальники Рабоче-Крестьянской Красной Армии, еще уцелевшие остатки православного духовенства, простые советские граждане…
В течение 1937 года в стране было закрыто около восьми тысяч православных храмов – как раз в это время был закрыт храм во имя Смоленской иконы Божией матери в деревне Подберезье, вошедшей в состав рабочего поселка Иваньково – части будущей Дубны. Через десять лет, в 1946-47 гг., этот храм будет разрушен [10], к сегодняшнему дню от него остались только многочисленные осколки красного кирпича на пустыре. Впрочем, эта тема имеет отношение к отражению в культурном ландшафте другого комплекса ценностей верхнего уровня, о котором мы будем говорить ниже.
В определенной мере как отражение социально-этических ценностей можно рассматривать оборонный комплекс, функционирующий в левобережной части Дубны: Дубненский машиностроительный завод, созданный в конце 1930-х как авиационный завод № 30, и ГосМКБ «Радугу» – бывшее ОКБ-155-1, центр разработки крылатых ракет. Военно-промышленный комплекс Советского Союза, в системе которого работали эти предприятия во второй половине ХХ века, со всей очевидностью существовал не только и не столько для обеспечения повседневных надобностей страны в обороне своих границ. Он был одним из ключевых элементов попытки всемирной реализации коммунистической доктрины – попытки, тяжесть которой Советский Союз нёс, главным образом, на своих плечах – и так и не смог ее вынести.
В культурном ландшафте Дубны присутствует и искусство как одна из основных ценностей человеческой культуры: в красоте архитектурных решений не только старых, но многих современных домов; в зданиях и деятельности Детской музыкальной школы, Хоровой школы, Детской художественной школы; в мемориалах и памятниках, художественных выставках и регулярных музыкальных фестивалях. Искусство присутствует, – но существенно большую роль играет наука, чьи проявления в городском ландшафте тоже свидетельствуют, как правило, о стремлении к красоте, свойственном всей человеческой культуры.
Фундаментальная наука стала той ценностью, на «отражении» которой в природном ландшафте возникла институтская часть Дубны – город физиков, работающих над изучением свойств материи и синтезом новых химических элементов, – над раскрытием предельных оснований материального бытия окружающего мира. При этом первая научно-техническая установка, вокруг которой формировалась научная Дубна – протонный ускоритель синхроциклотрон, начал сооружаться в 1946 году в рамках проекта создания ядерного оружия, и только позднее оказался в системе международной фундаментальной науки. И этот ускоритель, и следующий – синхрофазотрон, были построены, главным образом, руками заключенных – только их уже никто не пытался публично «перековывать» и отпускать на свободу после завершения строительства, это была уже другая эпоха – хотя со времени строительства канала прошло чуть больше десяти лет.
В 1956 году в институтской Дубне на базе ведомственных научных учреждений была создана международная научная организация стран социалистического содружества – Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), до сих пор являющийся самым крупных дубненским градообразующем учреждением. В 1957 году в Объединенном институте заработал синхрофазотрон – до 1960 года он оставался наиболее мощным ускорителем элементарных частиц в мире. Для обеспечения деятельности физиков был создан научный городок, гармонично вписанный в пространство соснового бора по правому берегу Волги.
Этот городок – институтская часть современной Дубны – стал одним и самых интересных примером советских и российских населенных пунктов, созданных для комфортного проживания людей, работающих над решением чрезвычайно важных проблем, отражающих верхний уровень общественных ценностей. Наверное, он потому до сих пор остается столь прекрасным, что у значительной части людей, для которые его строили, которые жили и до сих пор живут в нем, есть в жизни настоящий смысл, превышающий все повседневные смыслики нашей жизни – участие в поиске ответа на предельные вопросы об устройстве нашего мира.
В 1960 году, указом президиума Верховного Совета РСФСР, институтская Дубна была объединена с городом Иваньково, выросшим на базе строительства канала Москва-Волга, Волжского района гидосооружений и авиазавода № 30. Сформировалась современная Дубна: раскинувшийся на обоих берегах Волги город с очень сложной и необычной историей – не только современной, но и древней. На его территории, в устье реки Дубны, в 1132-1134 г. владимиро-суздальским князем Юрием Долгоруким был заложен город-крепость Дубна, исторический предшественник современного наукограда.
Этот город, упоминающийся в Новгородской первой летописи, погиб в результате междоусобных войн начала XIII века и монголо-татарского нашествия, однако на его территории в последующие века продолжил существование таможенный пост – «Дубенское мыто», а позднее – село Городище на Дубенском Устье (оно же – село Дубна или Усть-Дубна) и дворянская усадьба, принадлежавшая в XVII веке Грязновым, затем – Татищевым, а после – князьям Вяземским. Сейчас здесь находится улица Ратмино современной Дубны, и одно из самых красивых и, несомненно, самое старое здание города – белоснежный, с золотыми куполами храм Похвалы Пресвятой Богородицы.
Древнерусский город Дубна имел достаточно большое значение в системе населенных пунктов Верхневолжья, судя по материалам археологических исследований, он представлял собой важный военный, административный и торговый центр того времени. В числе древних предметов личного благочестия, в 2009 году археологической экспедицией Дубненского фонда «Наследие» здесь был найден крест-энколпион, красочный реликварий первой трети XIII века, в котором хранились мощи святого или литургически соотнесенные с мощами так называемые «вторичные реликвии».
Здесь, на высоком мысу при впадении реки Дубны в Волгу, в древнерусской Дубне уже в первой половине XII века, несомненно, должна была существовать православная церковь – скорее всего, деревянная, как и весь этот город. Никаких следов этой церкви пока обнаружить не удалось – вполне вероятно, что место, на котором она была построена, уже давно смыто волнами Волги, подмывающими Ратминскую стрелку.
Первые исторические свидетельства о церкви на этом месте происходят из Кашинской писцовой книги 1628-1629 гг., согласно которой в селе Городище располагалась деревянная церковь во имя Николы Чудотворца. Позднее здесь же была сооружена деревянная церковь во имя Святого Ильи Пророка, разобранная в начале XIX века «за ветхостью». В конце XVIII – начале XIX вв. она соседствовала с деревянной церковью во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, которая сгорела от удара молнии в 1823 году. После этого в селе началось строительство нового, каменного храма Похвалы Пресвятой Богородицы, которое было завершено в 1827 году. В начале XX века колокольня храма была надстроена третьим ярусом. При храме действовала приходская школа. В 1915 году его прихожанами числилось более 2,5 тысяч человек – жителей села Городище, деревень Ратмино (Александровка), Козлаки, Иваньково, Притыкино и Пекуново.
В начале 1937 года храм был разорен и закрыт, его здание использовалось в качестве мастерской, затем – клуба и столовой, потом было заброшено. Во второй половине 1980-х годов началась реставрация храма, а в 1989 г., в результате широкой общественной компании, поддержанной директором Объединенного института ядерных исследований, академиком АН СССР Н.Н. Боголюбовым, храм передали верующим.
Так на территории современной Дубны вновь появилась религиозная составляющая культурного ландшафта – результат отражения в ландшафте распространенной в обществе христианской веры: во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым; и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы…
К настоящему времени эта составляющая культурного ландшафта Дубны существенно расширилась. Дубна стала центром Дубнеско-Талдомского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. В левобережной части города был построен новый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери – деревянный, в традициях церковной архитектуры XVI-XVII вв., а рядом с ним – храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской. На правом берегу находятся: небольшой храм Великомученика Пантелеймона, изумительно красивый храм Всех святых в земле Российской просиявших, и строящийся, монументальный храм Рождества Святого Пророка Иоанна Предтечи, в котором уже идут службы. Только в институтской части Дубны не построено ни одного православного храма – центром внеутилитарной деятельности здесь остаются две «площадки» Объединенного института – обширные охраняемые территории, на которых размещены корпуса научно-исследовательских лабораторий, каждая из которых по размерам и научной значимости превосходит многие академические институты.
«Антиклерикальные» настроения распространены в современной российской культуре весьма широко, лишь немногим меньше, чем около-православное обрядоверие. Однако такие настроения не очень сильно представлены в Дубне в целом и в Объединенном институте – в частности. Причины этого – предмет для отдельного исследования, которое нужно будет начать с изучения философских основ мировоззрения знаменитых физиков – создателей и ведущих сотрудников Объединенного института. Во всяком случае, христианский и естественнонаучный дискурсы культурного пространства Дубны, в определенной мере, взаимосвязаны и не находятся в антагонистических отношениях.
Согласие или несогласие с этой авторской оценкой, вероятно, почти полностью зависит от мировоззрения читателя. Я же, в завершение этой статьи, хотел бы обратить внимание на два факта из истории науки. Во-первых, научная методология и, в целом, наука как специфическая форма познания окружающего мира сформировалась в культуре европейской, христианской цивилизации, и есть очень веские основания полагать, что именно особенности христианского восприятия мира определили саму возможность возникновения и развития этой формы познания [11].
Во-вторых, само слово «ландшафт» в форме lantscaf впервые было использовано в 830 г. монахами Фульдского монастыря (Германия) при переводе сочинения «Евангелическая гармония» древнесирийского богослова Татиана. Первоначально «ландшафтом» именовалось сакральное пространство, место события веры [12]. Предлагаемая концепция культурного ландшафта как «тени», отбрасываемой обществом в результате осуществления деятельности, обращенной к его высшим ценностям, позволяет нам актуализировать историческое содержание этого термина.
Федор Петров
Список литературы
1. Петров Ф.Н. Понятие культурного ландшафта в современных научных исследованиях. Доклад на совместном заседании научных отделов Специализированного природно-ландшафтного и историко-археологического центра «Аркаим» и Научно-образовательного комплекса изучения проблем природы и человека Челябинского государственного университета 6 марта 2007 г. Рукопись. – 5 с.
2. Петров Ф.Н. Культурный ландшафт Зауральской степи в контексте археологических исследований // Археология в современной культуре России (региональные аспекты). Материалы заседаний «круглого стола», поселок Аркаим, 22-23 августа 2007 г. Челябинск: Изд-во «Крокус», 2008. – C. 52-84. Фрагмент текста под названием «Культурный ландшафт эпохи бронзы» размещен по адресу http://proza.ru/2009/06/18/1061
3. Кавалерова Н.С., Петров Ф.Н. Материальные свидетельства истории науки и техники в культурном ландшафте современной Дубны // VII научно-практическая конференция «История техники и музейного дела». М., 2010 (в печати). http://dubna-petrov.livejournal.com/2794.html
4. Сэймэй Х. В час, когда взойдет луна. Часть 1. Темная сторона Луны. СПб.: Изд-во Крылов, 2009. http://lib.rus.ec/b/121905/read
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. http://lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt
6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Интербук, 1990. http://www.philosophy.ru/library/nietzsche/zarathustra.html
7. Бердяев Н.А. Проблема человека (к построению христианской антропологии) // Путь. 139. № 50. – С. 3-26. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/31622
8. М.: Центр "СЭИ", 1991. 9. Цит. по: Лосский В.Н. Догматическое богословие. Перевод с французского В.А. Рещиковой. http://psylib.org.ua/books/lossv02/index.htm
10. Шумилов В. История храма Смоленской иконы Божией Матери в г. Дубне (1907-1947) // http://dubna-blago.ru/biblioteka-shumilov-istoriya-hrama-smolenskoy-ikony-BM.html
11. Кураев А.В. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир? Размышления на пороге III тысячелетия. М.: Эксмо, 2004. – 285 с. http://kuraev.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=54&func=fileinfo&id=6
12. Тютюнник Ю.Г. Ландшафт: этимология, герменевтика, экзегетика // Totallogy-XXI (десятий выпуск). Постнеклаасичнi дослiджения. Киiв: ЦГО НАН Украiни, 2003. – С. 54–71. http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/totallogy/2003_10/tutun.htm
Статья опубликована в историко-краеведческой газете "Дубненское наследие", вып. 53, март 2011, С. 1-2, 7-8. PDF-версию газеты можно скачать здесь - http://www.nasledie.dubna.ru/article.asp?i