dubna_petrov: (Дубна Федор Петров)
[personal profile] dubna_petrov
Степные будни Берсуата

Летом 1996-го года мы копали поселение Берсуат. Это остатки поселка эпохи бронзы, того же типа, что и Аркаим, Синташта, Устье, Куйсак. Возведенный около четырех тысяч лет назад, поселок был окружен рвом и обводной стеной, к внутренней поверхности которой были пристроены смыкающиеся друг с другом жилые помещения. Только, в отличие от Аркаима и Синташты, Берсуат имеет не круглую, а овальную форму.
16.1

Поселение находится на берегу реки Берсат (другой вариант написания - Бирсуат), название которой переводится с казахского как «Одному коню вода» – говорят, имеется в виду «Воды в реке хватит лишь одному коню напиться». Река эта действительно не слишком полноводная – однако ничем принципиально не отличается от других протекающих по Зауральской степи притоков Тобола и Урала. Это еще одно подтверждение того, что искать какую-либо логику в названиях географических объектах, как правило, бесполезно.

Поселение Берсуат расположено у самого края России в ее нынешних границах, в нескольких километрах отсюда уже начинается Казахстан. Это территория Брединского района, и ехать сюда от райцентра Бреды надо через поселок Наследницкий – от него до Берсуата остается около семи километров.

Наследницкий (в местном просторечии Наслединка) – один из самых интересных для историка и краеведа поселков в южных районах Челябинской области. Он был основан в 1835 году как первое укрепление на новой военно-пограничной линии Оренбургского войска, здесь длительное время проходила граница между уже освоенными районами Российской Империи и казахской степью.

Наследницкое укрепление представляет собой небольшую крепость, образованную невысокой кирпичной оградой с бойницами, по углам которой расположены башни с артиллерийскими амбразурами.
16.2

В 1844-1847 гг. в центре укрепления был построен большой и очень красивый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского – собственно, само укрепление часто называлось в бытовом общении «Александровским». Кроме того, официальное название, Наследницкое, было дано в честь наследника престола – будущего Александра Второго.

16.3

В дальнейшем укрепление Наследницкое стало станицией Наследницкой, одной из крупнейших казачьих станиц новолинейного района. Трижды в год здесь, на площади перед крепостными воротами проходили крупные ярмарки, на которые съезжались многие жители казачьего Зауралья. Самая известная ярмарка, Петровская, проводилась 29 июня.

В годы гражданской войны станица Наследницкая неоднократно оказывается ареной действия воюющих сторон. После отступления в 1919 году колчаковских и дутовских войск, край переходит под контроль красных, однако советская власть не сразу утвердилась на землях Оренбургского казачьего войска. В сентябре 1920 г. чекист Михаил Гербанов с отрядом арестовал в Наследницкой станице восемнадцать «укрывателей хлеба» – казаков, не сдавших всё положенное по продразвёрстке, и повез их в Бреды. Однако Бреды к этому моменту заняли антибольшевистские повстанцы из так называемой «Первой народной армии» Е.С. Макарова, базировавшиеся в Джабык-Карагайском сосновом бору; Гербанов попытался выступить на организованном повстанцами митинге и был зарублен, а части повстанческой армии на некоторое время заняли Наследницкую станицу – но вскоре были разбиты.

В конце мая следующего, 1921 года Наследницкую взяли силы другого повстанческого движения, так называемой «Народно-революционной армии» Охранюка-Черского, сформировавшейся на базе дивизиона красной армии, отказавшегося участвовать в подавлении крестьянских восстаний в Башкирии. Насколько дней спустя и эти повстанцы были разбиты красными войсками, а их остатки ушли в казахские степи.

В советские годы в Наследницком поселке был создан колхоз, позднее – крупный целинный совхоз. В 1996-м году, когда мы здесь работали, сельскохозяйственное предприятие переживало не лучшие времена – как, впрочем, и всё сельское хозяйство России. В ходе первого тура президентских выборов Зюганов набрал в Наслединке существенно больше голосов, чем Ельцин; говорили, что по этой причине областные структуры не предоставили хозяйству кредит на ГСМ и в разгар полевых работ техника осталась без горючего. «Намек» был понят, и на втором туре Наслединка голосовала за Ельцина…

Впрочем, нас, студентов-археологов, все эти политические события касались в то время очень мало. Мы занимались своим любимым делом, работали лаборантами в университетской лаборатории и в центре «Аркаим», получали весьма скромные деньги, которые, если сложить их со стипендией и помощью от родителей, позволяли как-то жить – но наша экспедиция работала очень активно, мы практически не вылезали из полей и искренне гордились тем, что скучные «заморочки» из сферы современной политики нас практически не интересуют.

Наш экспедиционный отряд под общим руководством Татьяны Сергеевны Малютиной, к которому на первом этапе присоединился сам руководитель экспедиции Геннадий Борисович, выехал на Берсуат с Аркаима где-то в середине июня 1996-го года. Шли тремя машинами – в грузовик ГАЗ было загружено экспедиционное оборудование, в автобусе ПАЗик ехали студенты и школьники, а Геннадий Борисович отправился на своей Волге.
16.4

Когда мы подъехали к Бредам, почему-то было решено двигаться дальше не через Наслединку, а напрямик – через поселок Новый и затем по полевой дороге – прямо до Берсуата. Так мы экономили километров пятнадцать-двадцать расстояния, однако попытки спрямить асфальтовую дорогу по полям в степи весьма часто оказываются неудачными. Как только мы вышли на последний участок маршрута, начался сильнейший дождь. Полевая дорога проходила между распаханными полями, их очень быстро развезло в сплошные озера грязи, ехать можно было только по колее, которая стала ручьем и тоже раскисала от воды всё больше. Наша колонна тащилась еле-еле, грузовик постоянно был вынужден останавливаться и остужать двигатель, перегревавшийся во время медленного движения в густой грязи; Волга «садилась» и ее приходилось вытаскивать на руках, автобус тоже периодически застревал. В общем, добравшись до Берсуата, мы ощутили беспримесное счастье.
Поставив лагерь, приступили к работе. Здесь тоже была своя специфика. Дело в том, что на территории поселения длительное время располагалась стоянка сельскохозяйственной техники и карда – загон, в котором содержали совхозный скот. От техники на поверхности земли осталось множество различного современного железа. В планы наших работ входила геофизическая съемка площадки памятника – опробованный университетской экспедицией еще на Аркаиме метод, позволяющий, при изрядном везении, получить некоторое представление о разрушенных сооружениях, находящихся под землей, без полного вскрытия изучаемой территории археологическим раскопом. Но для того, чтобы геофизик Борис Николаевич Пунегов выполнил все необходимые измерения, сначала нужно было очистить территория поселения от разнообразного современного железа, которое существенно искажало данные.

Эту работу выполняли при помощи металлодетектора, который в те годы еще именовали миноискателем: с его помощью очень медленно и очень тщательно «прозванивали» весь участок, на котором планировалось вести съемки – и, кроме множества гаек, болтов и кусков проволоки, нашли также бронзовый крюк прекрасной сохранности, относящийся к культурному слою поселения и имеющий возраст почти четыре тысячи лет. Находке очень радовались и удивлялись – поскольку вообще металлических предметов на поселениях бронзового века встречается крайне немного и залегают они, чаще всего, в глубине культурного слоя, так что вероятность такой находки представлялась весьма и весьма низкой.
16.6

Работа по «разминированию», которой руководил Сергей Батанин, была достаточно интересной. Куда тяжелее и скучнее оказалась очистка территории поселения от здоровенных куч слежавшегося овечьего помета, которые остались здесь после прекращения функционирования совхозной карды. Значительную часть этой работы выполняла техника, которую удалось получить в Наслединке – однако и на долю студентов и школьников с лопатами и носилками тоже досталось немало очень плотных, слежавшихся органических отходов.

Раскоп на поселении был заложен со стороны реки, он пересекал одно жилое помещение, обводную стену и ров. Культурный слой был насыщенный, в нем содержалось много костей домашних животных и фрагментов прекрасной «синташтинской» керамики. В жилом помещении был обнаружен колодец. Вообще одной из загадок поселений синташтинско-аркаимского типа являются такие колодцы, встречающиеся практически во всех жилых домах. Геннадий Борисович объясняет их существование с позиции сакрального и ритуального отношения к воде, однако мне представляется, что все могло быть более прозаичным, и основной функцией этих колодцев могло быть обеспечение жителей водой в зимние месяцы. В те времена, судя по данным палеоклиматологов, зимы были малоснежными, а мелкие степные речки до сих пор зимой часто перемерзают до дна – в этих условиях колодец, расположенный в отапливаемом помещении, может выступать очень удобным вариантом зимнего водоснабжения.

Кроме того, мы расчистили основание обводной стены, и начали углубляться в ров, в который, как оказалась, эта стена и рухнула в древности – причем не постепенно оплыла в ходе длительного разрушения а как будто бы разом обрушилась от некого мощного толчка. Какое-то время даже разрабатывались идеи, что это следы древнего землетрясения – впрочем, полагаю, что это было слишком смелое предположение.

В состав нашего студенческого отряда на Берсуате входили мы с Майклом, Женя Галиуллин, Дмитрий Тимофеев, Марина Кузнецова, позднее подъехал Иван Ульянов. Школьники у нас были магнитогорские, причем не из археологического кружка, а присланные городским центром занятости – это была какая-то форма их летнего трудоустройства, и этот самый центр даже платил им за работу некоторые деньги. Ребята были от археологии далекие и первое время мы ними изрядно намаялись, но потом всё же установили правильные взаимоотношения и дальше работали без особых проблем. Вместо этого проблемы нам начала создавать внешняя среда.
16.5

Установилась типичная, но весьма тяжелая для жизни, степная погода Большую часть времени стояла сильнейшая жара, которая периодически перемежалась мощными грозами, когда молнии били у самых палаток, вызывая «засветку глаз» как от фотовспышки, а шквальный ветер рвал и валил сами палатки, после чего начинался проливной дождь. Именно там, на Берсуате, я понял, что ударившая очень близко молния вовсе не громыхает громом, а оглушительно трещит как короткое замыкание высотой с небо, каковым она, по сути, и является.

Днем в жару в лагере между палатками регулярно появлялись тарантулы – здоровенные мохнатые, умеренно ядовитые пауки. Девушки их очень  пугались, парни тоже восторга не испытывали. В итоге Майкл организовал тотальную борьбу с тарантулами. Дежурная команда кипятила большие баки воды, школьники разыскивали в лагере разные отверстия в земле, похожие на норы тарантулов, и Майкл заливал их кипятком. После этого, как не странно, пауки у нас больше не появлялись.

Как-то в воскресенье опять стояла невероятная жара, мы с друзьями сидели в тени под пологом палатки. Тут в центр лагеря зарулил какой-то совершенно убитый «Москвич», из которого вылезло несколько абсолютно пьяных местных парней. Пока двое из них пытались с нами общаться на тему «А чо это вы тут делаете?», их товарищ, повернувшись к нашей юрте, в которой располагался склад оборудования и камеральная лаборатория, преспокойно справил малую нужду прямо посреди лагеря. На сделано замечание о том, что так себя вести нельзя, местные оскорбились, сели в машину и уехали, пообещав вскоре вернуться.

В таких случаях никогда не знаешь, сдержат ли сделанное с пьяных глаз обещание. Мне, например, два или три раза обещали «пятьдесят человек с пулеметами из Магнитогорска», которые должны были приехать и научить нас правильному поведению, но ни разу такого интересного обещания не сдержали. А за двумя нашими пединститутскими сахемами, которые осуществляли археологическую разведку по реке Караталы-аят, как-то долго ехал на телеге пьянющий мужик, который сильно на них обиделся и громко выкрикивал обещания назавтра приехать к ним в лагерь и вбить там в землю всех до одного. Потом какое-то время он помолчал и изрек: «Нет, завтра не могу, дела, послезавтра приеду» – и уехал – естественно, безвозвратно.

Однако бывают ситуации, когда обещание приехать исполняют – и вот тогда все может сложиться весьма по-разному, во всяком случае, надо быть готовым, в том числе, к острым вариантам развития событий.

Наслединские парни сдержали свое слово и ночью приехали к нам в лагерь в количестве более десяти человек. Правда, момент начала конфликта несколько задержался, поскольку сперва они остановились у стоявшей на отшибе палатке, в которой жил геофизик Борис Николаевич и мастер на все руки, сотрудник экспедиции Сергей Батанин, помогавший ему в работе. Таким образом, у нас оказался некоторый запас времени для правильного размещения сил. Школьников мы, естественно, оставили в лагере, поручив им охранять их собственных девушек, я отправился к палатке Пунегова и Батанина с целью разведать ситуацию, а наша немногочисленная студенческая команда разместилась в небольшом распадке, отделявшем палатку геофизиков от нашего лагеря. Договорились, что как только возникнет такая необходимость, я громко кричу «Мужики!», они быстро прибегают и мы начинаем биться.

Придя к палатке геофизиков, я обнаружил, что местные жители находятся в состоянии некоторого томления духа. Они еще не решили – приехали ли они конкретно драться или просто повыёживаться. В драке я был заинтересован крайне мало. Если в ходе нее кому-нибудь их студентов, или, хуже того, школьнику, промят голову – это будет крайне печальный итог экспедиции. Вообще в такой ситуации старший состав археологических лагерей в первую очередь старается решить дело миром – если с приехавшей молодежью просто нормально и спокойно разговаривать, то это само по себе существенно повышает вероятность мирного исхода, хотя, конечно, бывают такие идиоты и такие состояния опьянения, которые никаким спокойным разговором не проймешь.

Во всяком случае, нам с Борисом Николаевичем и Сергеем удалось вырулить ситуацию на более-менее мирное общение. Естественно, раз местные не стали с нами драться, то им было необходимо начать с нами пить – возможности какого-то третьего типа действий не прослеживалось. Приехавшие парни достали какую-то совершенно дикую, паленую водку – и началось творческое общение двух культур.

Самым запомнившемся в этом процессе для меня стал разговор с неформальным лидером местной молодежи, парнем из казахов:

- Пр'вет!, – начал он разговор, – я жжанат.
- Замечательно, – говорю, – я тоже.
- Не, – отвечает, – ты не пон'л, меня зовут Жанат.

Дальше последовал следующий великолепный диалог:

- А что эт' вы тут делаете? – спрашивает он.
- Здесь жили твои предки, Жанат, – отвечаю я, – мы изучаем, как они жили.
- Мои предки были колдыри! – уверенно восклицает Жанат, – они тут бухали! А теперь я тут бухаю, га-га-га-га-га-га-га!!!

Еще он очень красочно рассказывал о своей учебе в техникуме:

- А батя привез в техникум барана – и м'ня взяли. А я месяц бухал – и м'ня выгнали. А батя опять привез барана – и снова взяли. А я опять бухаю, а чо, у бати баранов много!

В общем, к утру мы их перепили и выставили из лагеря, но мои друзья, караулившие все это время в овраге в качестве «засадного полка», очень замерзли и были крайне сердиты на всех: они как раз уже дошли да нужной кондиции, чтобы рвать в одиночку десятки пьяных местных. И все равно хорошо, что эта готовность не пригодилась. На следующий день мы пообщались в Наслединке с разными адекватными людьми, поговорили с участковым – и больше таких безобразий не повторялось.

Еще через несколько дней я уезжал с Берсуата в Челябинск. Супруга ждала ребенка – вскоре родился наш сын Николай, и мне надо было быть в городе, меня ждала хоздоговорная работа, на которой можно было заработать какие-то человеческие деньги, крайне необходимые в такой ситуации. На Берсуат как раз приехал шеф, но общее настроение в отряде было тревожным – поскольку в деревне праздновали так называемый «День молодежи», а в условиях этого праздника было возможно любое продолжение уже имевших место событий.

Прежде чем отпустить машину, которая должна была увезти меня на брединский вокзал, шеф решил вооружиться. Из своего большого кожаного портфеля он достал газовый пистолет, снарядил обойму и сделал попытку надеть ременную «упряжь», к которой крепилась располагающаяся подмышкой кобура. К сожалению, недостаток опыта не позволил ему успешно решить эту задачу, шеф совершенно запутался в ремнях. Сергей Батанин помог ему правильно расположить пряжки и закрепить кобуру. После этого шеф, передернув затвор, произвел из пистолета два выстрела в воздух по направлению ветра, с уважением посмотрел на свое оружие, спрятал его в кобуру и сказал: «Ладно. Езжайте».

И мы поехали. Вновь на небе пылал и переливался степной закат, и снова УАЗик уходил в пронизанную этим закатом степь, и снова я ехал на нем, чтобы уехать из этой степи и вновь в нее вернуться.

Date: 2013-03-10 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] alexei-safronov.livejournal.com
Колоритно!

Date: 2013-03-10 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Спасибо! Только как-то не очень весело - ну, как уж было...

Date: 2013-03-11 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] al-komnin.livejournal.com
Здравствуй, Федор! Чудесная ностальгия охватила после прочтения этих историй! Это Алексей Ширинкин, мы копали Куйсак в июле-августе 94-го, группа историков после первого курса и несколько школьников, помнится, было, под вашим с МТС начальством. Мы с товарищем моим внесли скромный вклад в науку - откопали тогда оловянное шило андроновцев, видимо, побуждавшее их к странствиям :) Помнятся и визиты местных, ничем в Победе не отличавшихся от наследницких, и питие с ними, и молодой пастух Ирок с кумысом, и азербайджанское трехлитровое гранатовое вино, и шофер-башкир, внезапно увезший одну из школьниц-акселераток "в степь покататься". И выдающийся во всех смыслах остеолог Гайдученко, интереснейший мужик, и вдохновленный-как-бы-не-от-мира-сего ГБ. Хорошее было время.
Edited Date: 2013-03-11 07:06 am (UTC)

Date: 2013-03-11 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Здравствуй, Алексей, очень рад виртуальной встрече, очень хорошо тебя помню! :-)) Как жизнь, всё ли благополучно?

Про Куйсак я немножко пишу здесь - http://dubna-petrov.livejournal.com/16642.html Но немножко, почти без подробностей - написать о всех экспедициях за все эти годы - это всё равно была бы слишком глобальная задача. И, кстати, да - многие экспедиционные ситуации весьма типичны.

Но Куйсак был совершенно замечательной экспедицией, и студенческая команда у нас была очень славная :-)

Date: 2013-03-12 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] elena-steppe-ar.livejournal.com
Очень забавный рассказ про Берсуат. Типичная полевая ситуация, прям все узнаваемо)))

Date: 2013-03-12 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Ну вот, а один мой друг пишет, что "археологу могут быть не интересны стандартные ситуации. Про Наслединку интересно (особенно с фотографиями), про крючок тоже, а вот про Жаната нет - они меня за 25 лет задолбали". :-))

А мне именно Жанат запомнился двумя такими ёмкими и лаконичными диалогами. Много, конечно, пьяных и агрессивных удодов приезжало к нам за все эти годы, но вот такие смачные диалоги возникали очень редко :-)

Date: 2013-03-18 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] saniadi.livejournal.com
Жизненно очень и интересно написано! Самое удивительно, что это все происходило при раскопках очень древней культуры и очень спорной. И ваши находки сейчас это место битвы разных направлений и умов. И меня просто удивила в каких условиях это все происходило!

Date: 2013-03-18 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Спасибо за отзыв!Раскопки на Берсуате происходили в абсолютно обычных условиях. От того, работают археологи какой-то редкий и интересный объект или совершенно рядовой памятник - условия их работы не меняются никак. Вот выше в комментах об этом же пишет археолог Лена и участник экспедиций Алексей.

Кроме того, ничего уж очень уникального во всех этих поселениях нет, к изучению данной культуры зауральская археология приходила поэтапно, фактически - с конца 1960-х - начала 1970-х. Да, у поселений синташтинско-аркаимского типа есть интересные и необычные черты в архитектуре - но во всем остальном они очень похожи на совершенно массовые поселения чуть более позднего, срубно-алакульского времени; никакой принципиальной разницы в уровне развития культур здесь нет - и никаких особенных споров и битв направлений и умов в самой археологии как в науке изучение синташтинско-аркаимской культуры не порождает, во всяком случае, не больше, чем изучение других степных культур эпохи бронзы.

Активные споры и пропаганда всяких "альтернативных" воззрений ведутся людьми, которые совершенно не представляют реальный археологический материал степной эпохи бронзы, не умеют с ним работать - и потому спорят не об археологических памятниках как таковых, а о мифах, сложившихся вокруг них или о тех больших и старых мифах, к которым эти памятники "пристегнули" - например, к арийскому мифу. Да, именно археологи (точнее даже - один археолог) стоит у истоков этого процесса - некоторые гипотезы и даже шутки археологов были поданы обществу в таком облике, что это прямо спровоцировало тотальную мифологизацию этой древней культуры и относящихся к ней археологических памятников.

Так что к обычному научному процессу изучения этой культуры, который идет, естественно, и сейчас, все эти мифы не имеют практически никакого отношения. ;-)

Date: 2013-03-18 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] СЕРГЕЙ МИЛЮТИН (from livejournal.com)
Аркаим это мистификация Здановича!и я могу доказать

Date: 2013-03-18 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Прежде всего поселение Аркаим - это реальный, и весьма интересный, археологический памятник. :-)

А вот что Геннадий Борисович действительно сформировал вокруг него весьма основательную систему фантазий и домыслов, которая потом была активно подхвачена многими людьми и превратилась в целое пространство фальсификаций истории - это факт.

Об Аркаиме, его открытии, раскопках, и о том пространстве фанатзий, которое сформировалось по его поводу, пишу в рассказах:

"Когда мы придем в непонятный наш лагерь" - http://dubna-petrov.livejournal.com/16602.html
и
"Аркаим в дыму пожаров" - http://dubna-petrov.livejournal.com/16983.html

Или более подробно и системно - в статье "Проблема соотношения научной и популярной информации о поселении Аркаим" - http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcategory=171&id=171&iditem=980&idparent=171

Date: 2013-03-18 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] СЕРГЕЙ МИЛЮТИН (from livejournal.com)
Нет там ничего и раскопов,все раскопы вытащены из разных музеев.Еще раз могу доказать.все высано из пальца.

Date: 2013-03-18 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Это совсем не правда, Вы заблуждаетесь, я лично участвовал в тех раскопках. Да и вообще в археологии таких вещей просто не бывает. Фальсифицировать одиночную находку - это случается, но фальсифицировать целый археологический памятник в принципе невозможно.

Date: 2013-03-18 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] СЕРГЕЙ МИЛЮТИН (from livejournal.com)
Сомнению подвергается остальное если есть факт даже еденичного обмана.скажите где,в каком месте аркаима найдена бронзовая фигурка человечка с головой поднятой к небу?она фигурирует во всех находках,ее показывал писательЗадорнов якобы подаренной ему на Аркаиме.только без ваты,где. Когда главное?

Date: 2013-03-18 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Естественно, нигде и никогда, эта статуэтка из Казахстана и датируется она, возможно, эпохой ранних кочевников. Есть и другие скульптуры, древние или даже с непонятной датировкой, которые Г.Б. Зданович использует точно так же - это и угорская статуэтка "танцующего шамана", и "ухмыляющаяся" каменная голова и др.

Геннадий Борисович Зданович, действительно, использует их образы в контексте Аркаима, чем вводит людей в заблуждение - но, надо признать, он нигде и никогда не утверждал, что они были найдены на Аркаиме.

Это не фальсификации, поскольку тем же Г.Б. Здановичем эти вещи публиковались в научных сборниках под своими действительными местами находок, и он нигде и никогда не писал, что они были найдены на Аркаиме.

Но общее впечатление получается совершенно искаженное - Вы правы.

Если Вам эта тема интересна - очень рекомендую, посмотрите всё же мою статью о соотношении научной и популярной информации об Аркаиме - http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcategory=171&id=171&iditem=980&idparent=171

Вот фрагмент текста оттуда по указанной Вами тематике:

_______________________________________________________

На общем фоне широкого распространения антинаучных представлений об Аркаиме, научно-популярные издания и иные формы популяризации научной информации, к сожалению, в недостаточной мере выполняют задачу распространения в обществе достоверных научных данных, более того – в некоторых случаях они достигают противоположного результата и способствуют распространению антинаучных взглядов.

Основные причины этого явления следующие:

...

4. Использование в популяризации поселения Аркаима артефактов и изображений, не имеющих никакого отношения к этому археологическому памятнику. Одним из центральным образов, иллюстрирующих научно-популярные буклеты, брошюры, сборники статей, фотоальбомы и книги об Аркаиме, тиражируемых на открытках, представленных на выставках и в экспозициях, является фигурка так называемого «человека, смотрящего в небо». Эта скульптура размещается в центре поселения Аркаим на посвященных ему картинах; фигурирует на значках и сувенирах, продающихся в аркаимском музее; изображается на обложках книг; с нее даже начинается текст обширной монографии, подготовленной по материалам дешифровки аэрофотоснимков Аркаима и однотипных ему археологических памятников (Зданович Г.Б., Батанина И.М., 2007, с. 6). У посетителей аркаимских музеев, читателей книг и сборников складывается устойчивое впечатление, что эта древняя скульптура найдена на Аркаиме или в какой-либо исторической связи с ним. Нигде, ни в одном из этих буклетов или фотоальбомов не говорится о том, что данная каменная скульптура не имеет к поселению Аркаим абсолютно никакого отношения, что она была найдена более чем в трехстах километрах от него, в Северном Казахстане, в окрестностях города Кустанай, что датировка этой скульптуры не ясна и нет никаких оснований относить ее к тому же времени, что и поселение Аркаим (см. Ченченкова О.П., 2004),

Продолжающееся использование этой скульптуры при популяризации материалов Аркаима, для которого не существует никаких объективных научных причин – это вопиющий вызов здравому смыслу. Кстати, казахстанские археологи и сотрудники Кустанайского краеведческого музея, в котором хранится данная скульптура, уже неоднократно высказывали недовольство по этому поводу (см. Малеев С., 2009).

К сожалению, «человеком, смотрящим в небо» дело не ограничивается. Кроме него, в научно-популярных материалах по Аркаиму активно используется еще несколько скульптурных изображений, главных образом – случайных находок, сделанных в разных местах урало-казахстанских степей и не имеющих никакого отношения не только к самому поселению Аркаим, но, зачастую, и ко всей эпохе бронзы. Продолжение этой порочной практики дискредитирует всю деятельность по популяризации научной информации об Аркаиме, от нее нужно как можно скорее отказаться.

_________________________________________________________
Edited Date: 2013-03-18 05:10 pm (UTC)

Date: 2013-03-18 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] СЕРГЕЙ МИЛЮТИН (from livejournal.com)
Спасибо вы меня немного убедили,статуетка эта была найдена в с.Ст.Кумляк,пластовского района,и находилась в музее Пласта.Потом каким то образом изъята и заменена на новодел.и все затихло.директор музея очень бы хотела что бы оригинал вернулся на место.если как то поспособствуете этому буду вместе с работниками музея благодарен.

Date: 2013-03-18 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Мы с Вами, наверное, говорим о разных статуэтках. "Человек, смотрящий в небо" - это совершенно точно статуэтка из Кустанайсколо музея, см., например http://kostanay1879.ru/index.php?option=com_datsogallery&func=detail&Itemid=31&id=5491&catid=12

Но из пластовского музея Г.Б. Зданович, действительно, какую-то скульптуру брал и возвращал в музей только копию - такое было, вот только не помню, о какой скульптуре идет речь. Из нагайбакского музея (Фершампенуаз) он, совершенно точно, таким же образом "увёл" тальковую скульптуру - голову, вероятно, лося, с отверстием - что-то типа навершия древнего жезла.

Могу попробовать посоветовать что-нибудь по этой теме - тем более, что сам работаю сейчас директором маленького муниципального музея и такую проблему принимаю близко к сердцу. Если тема для Вас важная - напишите мне на электронный адрес museum-dubna<собака>mail.ru , Федору Петрову. Только уточните перед этим - что именно за скульптура там была.

Date: 2013-03-19 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] saniadi.livejournal.com
Вокруг Аркаима очень много домыслов и сейчас Задорнов один из основных продвигателей этой темы. Поэтому споры вокруг этого города будут не утихать плюс сейчас область пытается потянуться в плане туризма и тема Аркаима убежден будет продвигаться и уверен не со всем в научном свете.

Date: 2013-03-19 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Задорнов - это весьма печально... У меня есть некоторые опыт общения с ним в 2005-м на Аркаиме, он никого не слушает и не слышит, сразу транслирует свои заблуждение. Напишу на эту тему в 23-м рассказе :-)

Областная власть, может быть, опомнится... Пришла пора "исправлять имена".

Вообще я убежден, что если не переломить ситуацию, то хотя бы уравновесить ее можно только одним способом - продолжением раскопок самого поселения Аркаима. О древнем Аркаиме должна пойти новая, интересная, адекватная информация, а то сколько можно в сотый раз "пережевывать" одни и те же фантазии 25-летней давности!

Date: 2013-03-19 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] saniadi.livejournal.com
Согласен раскопки надо возобновит привлечь журналистов научных каналов, правильно это осветить. Мне интересно у западный науке есть взгляд на Аркаим или они его стараются не касаться.

Date: 2013-03-19 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Да, мы сейчас пытаемся инициировать проект продолжения раскопок - http://nasledie.dubna.ru/list.asp?id=171&idcategory=171&idparent=171

Может быть и получится :-)

На западе интерес есть, но он достаточно спокойный. Вот, во Франции не так давно выставка проходила ""Аркаим". Поселение эпохи бронзы в степях Урала" - http://www.arkaim-center.ru/index.php?page=52&id=232&ver=1

Немцы участвуют в финансировании проекта, по которому уже несколько лет ведется изучение поселения Каменный Амбар (Ольгинское) - это очень интересное поселение синатштинско-аркаимского типа. Американцы участвуют в поисках древнего медного рудника в окрестностях поселения Устье, еще довольно крупная международная команда несколько лет работала на Степном.

В целом западных археологов, как и наших, интересует не столько сам по себе Аркаим, сколько весь этот пласт археологических памятников, Аркаим в этом плане - лишь один из многих объектов. Это в обществе именно имя "Аркаим" стало знаменито, а для науки - хоть для нашей, хоть для западной - Аландское, Ольгино, Устье, Синташта, Берсуат, Куйсак, Степное, Кизильское и другие памятники этого типа ничуть не менее интересны, а понять всю эту культуру в любом случае можно лишь изучая ее во всем разнообразии. Хотя, конечно, Аркаим - поселение яркое и, несомненно. заслуживающее продолжения исследований.

Date: 2013-03-19 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] saniadi.livejournal.com
Проект ваш надо подержать! А вот такое активное участие западных ученных в изучение культуры не ожидал. Насчет того, что надо изучать в целом это понятно. Тем более надо найти рудники при такой металлургии должны быть очень много шлаковых отходов и есть яркий пример в южной Иордании, где в более поздний период шла добыча и переработка и большие территорий покрыты этим черным шлаком. Должны быть и тут. И еще если не сложно можете описать, какой климат был у этих мест в тот период и если следы полноводных рек.

Date: 2013-03-19 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] dubna-petrov.livejournal.com
Что касается климата и рек - то Аркаим и подобные ему поселения в традиционной хронологической системе датируются началом II тыс. до н.э. Чуть раньше, в конце III тыс. до н.э. и на рубеже III-II тыс. до н.э. на территории Зауральской степи климат был очень сухим и жарким; данный период определяется как экстремум ксеротермической фазы голоцена. Зауральские ландшафты этого времени представляли собой опустыненные степи и полупустыни, широко распространяются солончаки. Вероятно, в этот период население Зауральской степи было крайне немногочисленным.

В начале II тыс. до н.э. климатические условия на этой территории становятся более влажными. Полупустынные комплексы растительности сменяются степными и лесостепными. Широко распространяются березовые колки, появляются островные сосновые боры. Количество осадков в этот период близко современному, соответственно, и наполняемость водой у зауральских рек была примерно такая же, как и сейчас - возможно, несколько ниже.

Так что население, создавшее в Зауралье культуру типа Синташты и Аркаима,пришло сюда - на землю, которая только "приходила в себя" после очень засушливого периода, и заселило ее. Пришло, видимо, из южнорусских степей - этому есть наиболее убедительные археологические свидетельства.

Подробнее о климате и хозяйстве того времени - можете, если интересно, посмотреть мою книжку "Поселение Аркаим в культурном пространстве эпохи бронзы", ее можно целиком скачать вот здесь - http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcategory=171&id=171&iditem=988&idparent=171 , там ссылка для скачивания в последнем абзаце; или почитать в Интернете вот тут - http://www.proza.ru/avtor/farzoy&book=7#7

:-)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] hypothesorigin сослался на вашу запись в записи «Археологи: от Синташты до Дубны (1987-2012) (http://hypothesorigin.livejournal.com/101304.html)» в контексте: [...] 16. Степные будни Берсуата - http://dubna-petrov.livejournal.com/17176.html [...]

Profile

dubna_petrov: (Default)
dubna_petrov

March 2013

S M T W T F S
     1 2
3456 789
10 11121314 1516
17 1819202122 23
24 25 2627 28 2930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 26th, 2017 08:12 pm
Powered by Dreamwidth Studios